Экспедиция в страну химиюПривал перед походом: Зачем нам нужна химияВ практике аквариумиста очень часто встречаются случаи, когда растения или рыбки, кажется, находятся в идеальных условиях: и вода прозрачная, и температура подходящая, и света много, а все равно получается не то, что хочется - растения не растут, листья их буреют, покрываются пятнами и разрушаются, рыбы тоже не растут и никак не желают размножаться. В чем дело? Какие условия выполнены, а какие не учтены? Чтобы ответить на этот вопрос, начнем с небольшой экскурсии в прошлое. В XVIII и XIX столетиях ботаники собирают со всех стран мира огромную коллекцию растений для гербария. В это же время начинает развиваться оранжерейное хозяйство, возникает спрос на живые экзотические растения. И снова в тропики устремляются собиратели растений. Теперь они уже знают, что именно ищут: в их руках ботанические справочники, составленные по гербарным растениям. Тропические растения доставляют в европейские ботанические сады. Их сажают в самую лучшую землю, помещают на самое теплое, хорошо освещенное место, поливают самой лучшей водой. Многие гости тропиков в неволе приживаются, но самые интересные растения почему-то мельчают, чахнут, не размножаются. Чего им не хватает? Ученые теряются: ведь кажется, все условия тропиков соблюдены. Что еще нужно для капризных питомцев? Постепенно у специалистов оранжерейного содержания экзотических растений возникает мысль: плохо мы знаем, как живут эти растения у себя дома, плохо мы изучили их условия жизни на родине, приспособляемость к этим условиям наших растений. Так, на рубеже XIX и XX веков рождается новое направление в биологии, рождается наука экология, изучающая приспособляемость животных и растений к условиям существования у себя "дома", на родине. Теперь уже собиратель растений не спешит выкопать растение и переслать в оранжерею, он сначала тщательно изучает все условия роста и развития этого вида для того, чтобы потом в оранжерее создать для его культивирования такие же условия. Ведь в конечном итоге именно от степени соответствия условий содержания в неволе условиям, в которых развивается данный вид у себя на родине, и зависит успех культивирования. Мы говорим сейчас о содержании растений в оранжереях. А наши аквариумы - это тоже своего рода подводная оранжерея для водных растений и для рыб. Значит мы тоже должны стремиться к созданию условий, типичных для данных видов рыб. Изучение этих условий, подбор их в аквариуме - это одна из самых интересных работ в акваристике. Щука может жить в аквариуме годами, но никогда не будет размножаться В самом деле, у аквариумистов разных стран находится в культуре более трехсот видов водных растений! А сколько из них получило широкое распространение? В лучшем случае - пятьдесят. Почему? Для остальных, оказывается, мы не можем создать подходящих условий, чего-то недоучли, а результатом этого является торможение роста, иногда гибель растения. И приходится ломать голову - чего им еще не хватает? То же самое происходит и с рыбками. У аквариумистов мира насчитывается более двух тысяч видов и разновидностей рыб. Но широкое распространение получили лишь 100 - 200 видов, не более. Рыбы по-разному относятся к перемещению в аквариумы и условно их можно подразделить на четыре группы. Есть виды, которые совсем не переносят условий комнатных водоемов. Это рыбы быстрых холодных ручьев, рыбы холодных глубин (например, очень интересная живородящая рыба - байкальская голомянка). А некоторые не желают жить в аквариуме совсем по непонятной причине. Вот тут-то простор для исследовательских размышлений. Аквариумист уподобляется шахматисту, решающему сложную задачу-головоломку, здесь проявляется творческий характер его деятельности. Ко второй группе рыб относятся такие, которые живут в аквариуме, но не развиваются, так как условия комнатного водоема на них действует угнетающе. Это в первую очередь щука, судак, окунь. Рыбам этих видов аквариумные условия подходят лишь в раннем возрасте, а потом им требуется гораздо больший простор, иная вода и т. п. Понятно, почему со временем погибают в аквариуме осетры. Ведь мальки этих рыб по мере роста скатываются все время вниз по течению рек, пока не попадут в море, где и развиваются до взрослой рыбы, которая через восемь лет вновь входит в реки, поднимается в верховья и там на мелких перекатах мечет икру. Конечно, такие условия в аквариуме для осетра создать невозможно. Но вот удивительно: ко второй группе рыб относится... карась! Да, да, самый обыкновенный карась. Ты удивлен? Ты считал карася самой неприхотливой рыбкой? Ты вспоминаешь описание рыбного торга у А. П. Чехова. Там один из продавцов так рекомендует свой товар: "Важная рыба карась! Держаный карась, ваше высокоблагородие, чтоб он издох! Его хоть год держи в ведре, а он все жив!". Наконец, вероятно, тебе вспомнятся советы юному аквариумисту начинать с содержания карася. Все это так, но карась от этого не перестает быть проблемной рыбой. А проблема его в том, что он живет в природе в самых маленьких ямах с самой плохой водой и растет, и размножается. Но в прекрасных условиях хорошо налаженного аквариума он этого делать "не желает". Случаи, когда караси вырастали и размножались в аквариуме настолько необычны, что о них всегда сообщают научные ихтиологические журналы. Как видим, и над подбором условий для второй группы рыб приходится крепко подумать. Чего, например, не хватает в неволе карасю, которого "хоть год держи в ведре, а он все жив", который в самом деле "живет" по многу месяцев в аквариумах, но фактически не живет, а медленно-медленно чахнет, умирает. Что же такое - жить в аквариуме? Рыбы, которые, будучи переселены в аквариум, нормально проходят все стадии развития, кроме одной - размножения, называются адаптированными* к условиям аквариума. *(Адаптация - это приспособление организма к новым условиям существования. ) Таких рыб очень много. Их завозят из тропических водоемов и продают в зоомагазинах. У нас в стране к этой группе рыб относится целый ряд видов из реки Амур. Адаптированные рыбы - самая интересная группа. Лишь одна стадия развития выпадает из их аквариумной жизни - нерест и продолжение рода. А почему? Здесь опять аквариумисту приходится решать задачу-головоломку. И иногда решать годами. Вот сейчас, когда я пишу эти строки, у меня в аквариуме собираются метать икру синие косатки - очень изящные, живые рыбки, о которых подробно мы поговорим позже. Вот уже более десяти лет рыбки этого вида все "собираются" метать икру. Сколько пар рыб отсаживали на нерест за эти годы мои друзья и я - ничего не получается! И снова самец носится по аквариуму, и снова самка, наполненная икрой, вертится вокруг него. Наверное и на этот раз ничего не выйдет. Чего-то мы не доучитываем, какие-то элементы выпадают из общего комплекса условий существования этих рыб. Зато, если ты сумел подобрать полностью сумму этих условий, научился разводить какой-то вид, который ранее считался неразводимым, - это маленькое научное открытие, совсем небольшое, но все-таки открытие. Потому что ты прошел этим путем первый, до тебя условия нереста этого вида в неволе никто не сумел разгадать. Разведенные в аквариуме рыбы составляют четвертую группу аквариумных рыб - акклиматизированных. Эти рыбы полностью переселяются в комнатные водоемы, для пополнения их числа уже не требуется ехать на Амур или на другую интересную реку. Рыбы, акклиматизированные в неволе, - это уже кем-то решенная задача. Не сразу и не просто удалось перевести их из третьей группы в четвертую, из последующих глав мы узнаем, как это было порой трудно. Но в том-то и прелесть занятия аквариумом, что решенную кем-то загадку любителю каждый раз приходится решать заново, решать самому. Конечно, ему уже не так трудно, как первому, тому, кто открыл "секрет" разведения этой рыбки: об этом "секрете" можно теперь прочесть в книжке. Легче ему и потому, что акклиматизированные рыбы уже не дикие, а "домашние" рыбы, они приспособлены к нересту в неволе, надо лишь подобрать подходящие условия. Но вот подбор этих подходящих условий - далеко не всегда простое дело. Одни рыбы легко переселяются из аквариума в аквариум, от одного любителя к другому, легко входят в так называемое нерестовое состояние, легко размножаются. А вот с другими, проблемными рыбками, приходится немало повозиться. Подобно оранжерейным растениям, которые почему-то не росли и чахли, эти рыбы заставляют вновь и вновь проверять, все ли ты выполнил, все ли сделал как надо. И если приоткрыть занавес, заглянуть за кулисы нашей аквариумной сцены, то окажется, что ты не учитывал самого главного фактора, влияющего на рыб и регулирующего их жизнь, рост, нерест, - химического состава аквариумной воды. Должен сказать тебе, дорогой читатель, что это самый трудный раздел в акваристике. Но, чтобы быть мастерами своего дела, чтобы перефразируя слова Ивана Владимировича Мичурина, не ждать милостей от аквариумных питомцев - вдруг разведутся сами!, - а взять их, т. е. разумно и со знанием управлять нашим прибором и жизненными процессами в нем, нам придется совершить этот трудный переход по стране Химии. Ведь именно химические качества воды, а следовательно, и почвы были в оранжереях иными и поэтому тормозили рост растений. Именно изменение химических показателей дает команды рыбному организму: "Расти! Подготовься к нересту! Можно метать икру!" А при неумелом обращении с теми же показателями команды могут быть и совсем другие: "Будь карликом! Чахни! Умри!". Еще несколько лет назад тщательное изучение химизма воды было делом совсем не обязательным. Любители аквариума ждали от своих питомцев "милостей" - бог даст, разведутся. Теперь многое изменилось. Расцвела наука волшебников - химия. Экология проникла во многие детали условий развития растений и животных, изучила и влияние химических данных воды на организмы. Современная акваристика без элементарных знаний химии - это слепой без палочки и поводыря. Вот почему нам с тобой, читатель, необходимо преодолеть эту трудность. Конечно, мы узнаем лишь самое необходимое. Если среди заинтересовавшихся этой книгой найдется маленький читатель, то наша экспедиция может оказаться ему не под силу. Но я надеюсь, что тот, кто помоложе, увлечется аквариумом не на один год и когда-нибудь снова перелистает страницы волшебной страны Химии. А сейчас в путь! |