Прав ли был Геродот?В XVIII веке ученые и писатели, артисты и скульпторы с большим интересом изучали труды древних авторов, уцелевшие и не брошенные церковниками в костер. Многое из сообщений древних оказывалось нелепым, давно уже отвергнутым человечеством на основании многовекового опыта. Но были и очень ценные сведения. Так, впервые европейцы узнали от греческого историка Геродота о существовании египетских пирамид. Геродот записывал не только то, что он видел сам, но и то, что слышал от других. И тут он часто выдавал за действительность самые нелепые сказки. Рассказывая о разных способах ловли крокодилов, Геродот среди ряда достоверных сообщений описывает и такое. На берег выносят поросенка и бьют его. На крик поросенка сбегаются крокодилы, а так как они очень жалостливы, то они лезут на берег и плачут. Тут-то их и ловят. Ясно, что такого рода сообщения ученые не принимали всерьез. Отвергли они и короткое сообщение Геродота о рыбах, которые живут на суше. Ведь всем известно, что рыба - житель воды, дышит она в воде жабрами, а воздух на жабры действует губительно, сушит их, и рыба сразу погибает. Недаром столько пословиц сложилось про рыбу на воздухе: "раскрываешь рот, как рыба без воды", "чувствуешь себя, как рыба на песке" и многие другие. Очевидно, решили исследователи Геродота, сообщение о сухопутных рыбах - нелепость, вызванная тем, что автору рассказали легенду как факт, а он не проверил эту сказку и вписал в свой труд. Вопрос был исчерпан. Рыбы живут только в воде. Если это не ясно было Геродоту, то теперь-то, двадцать пять веков спустя, в этом никто не сомневался. А хилодус предпочитает держать голову книзу И вдруг... Вдруг при изучении текстов другого автора, Аристотеля, нашли совершенно похожее сообщение. Аристотель писал, что есть на свете рыбы, которые не только могут долгое время жить без воды, но и способны покидать водоемы и путешествовать по суше. Вторичное подобное сообщение заставило ученых-историков задуматься. Пригласили для консультации зоологов - специалистов по рыбам. Теперь таких ученых называют ихтиологами. Ихтиология (от греческих слов "ихтио" - рыба, "логос" - слово, понятие, учение) - это отрасль зоологии, изучающая жизнь рыб. Но в середине XVIII века наука о рыбах была еще очень мало развита и не выделялась в специальный раздел зоологии. Посмотрели специалисты по рыбам оба текста, подумали и решили, что таких рыб быть не может. Видимо, древние авторы просто переписывали легенду один у другого. Но тут историки натолкнулись уже не на краткое описание, а на целый трактат, посвященный этому вопросу. Теофраст в своей книге "О рыбах, которые живут на суше" сообщал, что в Индии есть рыбки, которые выходят из рек, ползают по суше и возвращаются, когда нужно, обратно в воду. Теперь зоологи разделились. Одни начали колебаться: а нет ли в далекой Индии и в самом деле таких необычных рыб? Другие же по-прежнему считали все эти сообщения сказкой. - Ерунда, - горячились они. - Просто древние не видели разницы между рыбой и земноводными. Разве не ясно, что они имели в виду именно земноводных. Смотрите, лягушка и тритон тоже превращаются из водного жителя, похожего на рыбу головастика, в жителя наземного, а когда надо, в период размножения, возвращаются в воду и там мечут икру. - Может быть, и так, - нерешительно возражали первые. - Но тогда не ясно, почему древние отлично видели разницу между рыбами и земноводными в Европе и путали их в Индии. - Ну, это тоже ясно, - говорили их противники. - Об Индии в те времена было сложено много легенд. Да и ныне рассказывают порой чудеса про эту страну. Что же удивляться, что им поверили древние? Между тем исследователи нашли еще один документ, относящийся к IX веку. Это была рукопись одного христианского монаха, который описывал чудеса Индии со слов арабов-купцов. "Живут там, - писал он, - люди с собачьими головами, а богатств у них столько, что мостовые на дорогах мостят золотым камнем. И еще есть в той стране немало чудес, даже рыбы там ходят по суше и взбираются на пальмы". - Вот видите, - снова засомневались те, кто хотел поверить в существование необычных сухопутных рыб. - Не могли же все эти люди, жившие в разных странах и в разные столетия, переписывать одну и ту же нелепую легенду. - Это сообщение монаха, - утверждали другие, - как раз и доказывает, что все сведения про ползающих рыб - блеф. Легенды о чудесах Индии жили до тех пор, пока португальцы во главе с Васко да Гама не нашли путь в эту страну по морю и не увидели, что чудес-то в этой стране нет никаких (Первым европейцем, попавшим в Индию еще до Васко да Гама и правдиво описавшим ее в своей книге "Хождение за три моря", был русский купец Афанасий Никитин. Но в XVIII веке о нем еще ничего не знали в странах Европы). Подобно тому, как умерла легенда о людях с собачьими головами и золотых дорогах, умрет со временем и сказка о сухопутных рыбах. Ученым, верившим в существование ползающих рыб, тогда трудно было возражать на это. В 1797 году лейтенант датского флота Дальдорф опубликовал свои впечатления от поездки в Индию. Среди прочего он описывал и необычных сухопутных рыб. "Одну из них я поймал собственными руками на пальме в углублении листа. Здесь было небольшое количество воды, в которой и лежала рыба. Сначала я решил, что она попала сюда из лап хищной птицы, которая почему-то не успела ее убить и съесть. Но впоследствии я не раз видел, как эти удивительные рыбы выходят из воды и ловко лезут на пальму по мохнатой коре, цепляясь за нее своими шипами". Сообщение Дальдорфа наделало много шума, снова вызвало много споров, было перепечатано в научных трудах разных зоологов, но... так и не внесло ясность в вопрос. Со временем колонизаторы более прочно обосновались в Индии и других странах Юго-Восточной Азии, и период беззастенчивого вооруженного грабежа местных народов сменился внешне вполне культурным и благообразным высасыванием всех богатств из этих стран путем эксплуатации их народов. Европейские зоологи, пользуясь удобным моментом, начали посещать новые колонии и заниматься исследованием их природы. Вот тут-то и восторжествовали те, кто считал, что Геродот в вопросе о сухопутных рыбах не ошибался. Ученые обнаружили рыбку, которую местные жители называли тамоуле-лаунеиери, что в переводе означало - рыба, карабкающаяся на дерево. Этой рыбке дали научное название анабас сплендес, что означает - анабас лазящий. В самом деле эта удивительная рыбка ползала по суше. Но делала она это не просто так, не из любви к сухопутному образу жизни, а только в связи с острой необходимостью. Живет анабас в мелких, хорошо прогреваемых водоемах. В особенно засушливые лета такие водоемы высыхают. Для рыбного населения - это трагедия, это страшная массовая смерть. Но не для анабаса. Анабас выползает из высохшего пруда и по траве, цепляясь за ее стебельки плавниками и жаберными крышками, на которых есть для этого особые шипы, с трудом и медленно ползет в поисках воды. Чаще рыбки выползают ночью, под утро, когда трава покрыта росой. Тогда ползти легче. Теперь мы знаем, что и наши европейские угри часто выползают из водоемов с несвежей водой или не имеющих стока в море и ползут к рекам по влажной от росы траве. Как ориентируются рыбы, где расположена вода? Рыбка в юбочке - тернеция (вуалевая форма) Вода не пахнет, но ветер гонит пары воды, и часто даже человек определяет по этим парам, что скоро будет пруд или река. "На меня пахнуло свежестью, - думает усталый от жары путник, - значит, где-то близко водоем". Так ориентируются и анабасы, и угри. Если на окружающей высохший пруд территории нет близко никакого водоема, анабас может и погибнуть. Ведь это не какая-то "сухопутная" рыба, а самая обыкновенная - "водяная". И на сушу анабас лезет просто потому, что з водоеме уже нет воды и надо ее искать где-то в другом месте. Долго быть без воды он, конечно, не сможет. Поэтому, когда на него "пахнет свежестью" с дерева, он, спасаясь от жаркого солнца, несущего смерть, начнет карабкаться на дерево. Те рыбки, которым удается забраться, находят обычно в дуплах и пазухах листьев маленькие непересыхающие водоемчики. Эти водоемчики так постоянны в тропических лесах, что некоторые местные лягушки даже утратили способность метать икру в пруды или реки. Они откладывают ее только в водоемы дупла или пазухи листа, и здесь их потомство проходит все стадии развития. В этих-то крохотных лужах анабасы и пережидают засуху. Но стоит пройти ливню и наполниться водой пруду, как с деревьев сыплются анабасы и спешат скорее в родной водоем. Нетрудно понять, откуда у местных жителей раньше существовала легенда о добром боге, посылавшем с первым дождем падавших с неба вкусных рыб. Анабас действительно вкусный. Его с удовольствием ловят индийцы. Но чем ловят? Удочкой? Сетью? Вершью? Нет, ловят эту рыбу... лопатой. Да, простой лопатой. Во время засухи не все анабасы уходят из водоема. Часть из них зарывается в ил и там лежит без движения до первых дождей. Местные жители приходят на такой засохший водоем с лопатой и корзинкой. Лопатой подрывают ил, а в корзинку складывают рыб. Анабасы быстро приходят в себя - в иле они лежали оцепенев - и стремятся улизнуть из корзины, поэтому их надо плотно закрывать крышкой. На рынке этих рыб держат в деревянной лоханке по сотне штук и больше, и иногда в тех же корзинах с мокрой травой. А анабасы свободно живут в палящем сухом воздухе, и не только лежат неподвижно, как путешествующие карпы, но деятельно двигаются, то и дело пытаясь удрать от продавца. В чем тут дело? Почему анабасы могут передвигаться по суше и выделять из воздуха кислород, дышать им? Да и не только анабасы, а целая группа родственных рыб, которых так и называют - анабантиды. Рыбы этого семейства распространены в пресных водоемах Юго-Восточной Азии и Африки. К ним относятся макроподы, маленькие, умеющие "ворчать" трихопсисы, нежные любители чистой воды лялиусы, солидные африканские хищники ктенопомы, гурами, трихогастры, бойцовые и другие. Эту группу рыб называют и по-другому - лабиринтовые рыбки. Лабиринт - это запутанное строение, из которого очень трудно выбраться. А при чем же рыбы? Оказывается, лабиринт встречается не только у царя Миноса и не только в журналах на страничке "В часы досуга". Встречается лабиринт и в ихтиологии - науке о рыбах. И здесь тоже не сразу ученые нашли из него выход. |